Японский парусник поплывет к Венере

Японский парусник поплывет к Венере

Ему дали имя в честь легендарного древнегреческого героя, который полетел прямо к Солнцу. Но, как заверяет всех представитель космического агентства Японии Юити Цуда (Yuichi Tsuda), в отличие от древнего Икара современный парусник IKAROS достигнет своей цели. И в это очень хотелось бы верить, так как японцы представили первый солнечный парусник, который собирается улететь вдаль от Земли.

Японский солнечный парусник IKAROS должет стартовать из космического центра Танегасима (Tanegashima) уже 18 мая 2010 года в 1 ч 44 мин по времени Москвы. В его имя заключили аббревиатуру Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun. По сути этот ИКАРОС является межпланетным аппаратом-кайтом, который ускоряется при помощи солнечной радиации.

На орбиту парусник планируют вывести в качестве сопутствующей нагрузки, вместе с межпланетной станцией AKATSUKI (или PLANET-C), которую поднимет в космос ракета-носитель H-IIA.

Планируется, что аппарат AKATSUKI выйдет на эллиптическую орбиту вокруг Венеры на высотах от 300 до 80 тыс. километров. Столь широкий разброс нужен для того, чтобы зонд мог исследовать самые разнообразные аспекты погодных условий Утренней звезды в различном масштабе.

Вес космического аппарата 640 кг, половина которых приходится на топливо. А его предназначение – исследование Венеры. Он оснащен множеством антенн и камер, которые должны помогать AKATSUKI в получении новых сведений об удивительной атмосфере нашей знойной соседки, о ее молниях и вулканах, об облаках, плавающих на различных высотах.

А вот IKAROS полетит к Венере самостоятельно. Он также оснащен некоторым количеством датчиков, но не это главная его цель. Самое важное – это испытание пока еще экзотической технологии полетов в космосе.

Разработка и постройка парусника IKAROS стоила японцам 53,2 миллиона.

Стоит вспомнить, что именно японцы первыми запустили (в 2004 году) на орбиту солнечные паруса, предназначение их – как раз нынешняя роль, а не просто отражение освещения Земли.

облако, японский, вулкан

В прошлый раз сверхтонким пленкам не удалось под действием света изменить свою скорость, так что ученые смогли проверить только механизмы развертывания тончайшего серебристого полотна. В нынешнем запуске раскрытие паруса – это программа-минимум полета, рассчитанная на первые недели.

Самое главное, о чем мечтают создатели IKAROS – это продемонстрировать маневрирование и значительные изменения орбиты при помощи солнечных парусов на пути к Венере. Эта фаза испытаний предположительно будет занимать 6 месяцев. И если планы японцев сбудутся, то они смогут опередить большой проект Соединенных Штатов.

IKAROS оснащен парусом, который представляет из себя большой квадрат, стороны которого немного более 14 метров. Для его создания использована полимидная пленка, толщина которой не более 7,5 миллиметров. В определенных местах к этой пленке-мембране добавили несколько ультратонких (25 микрометров) солнечных батарей. Они предназначены для питания различных приборов парусника, в том числе и для сенсоров, расположенных на самом парусе, которые должны подсчитывать удары космической пыли. 

Японский парус будет разворачиваться в два этапа. Сперва аппарат отделится от ракеты-носителя, при этом медленно (5 оборотов в минуту) будет вращаться вокруг своей оси. Когда парусник будет занимать нужную для полета позицию по отношению к Солнцу скорость его вращения увеличат до 20 оборотов в минуту.

облако, японский, вулкан

Четыре грузика, укрепленные на концах паруса, освободят замки. И вытянут в разные стороны «усы» - сложенные части паруса.

Второй этап начнется с открытия других фиксаторов и последующего расправления самой полимерной пленки. Эта ключевая часть преобразования космического парусника японцами названа динамической, в отличие от первой – статической, не смотря на то, что зонд будет вращаться и в первом, и во втором случае.

Когда парус развернется, в него будут ударять лучи Солнца, и ученые планируют изменять угол наклона между плоскостью пленки и лучами, и управлять аппаратом таким образом.

IKAROS должен стать самым первым солнечным парусником, который сумеет выйти за пределы околоземной орбиты. Кроме того, он должен стать первым, в котором совместят возможности паруса как солнечной батареей, и двигательных возможностей.

По словам Юити Цуда, японцы надеются, что использование электрической энергии поможет нам совершать полеты по Солнечной системе все дальше и в больших количествах. А в планах JAXA на ближайшее время и правда задекларирован на много более внушительный проект.

Следующим японским парусником должен стать «цветок», диаметр которого должен быть 50 м. А японские инженеры этот очень внушительный аппарат называют средним, явно намекая всем на то, что масштабы развития программы огромны, а площадь парусов будет со временем еще увеличиваться.

облако, японский, вулкан

Среди особенностей планируемого  парусника наиболее интересны ионные двигатели, которые будут помогать аппарату в маневрах по дороге к конечной точке маршрута и для маневров рядом с ней. А целью этого парусника ставят объекты более далекие, чем Венера – это Троянские астероиды и Юпитер.

Предположительно новый аппарат должен стартовать во второй половине 2010 года, точнее дату японцы пока не называют. А окончательное решение об окончании работ над наследником нынешнего IKAROS будет принято по итогам успешности путешествия к Венере.

Полет к троянским астероидам может оказаться самым любопытным из всех космических проектов, которые разрабатывала Япония. Некоторые данные говорят о том, что это не совсем астероиды.

Понравилось ли вам это сообщение? Если у Вас есть, что сказать по этому поводу, можете оставить свой комментарий ниже и продолжить обсуждение, или подписаться на рассылку, чтобы быть в курсе всех новостей по этой теме.

Комментарии читателей

Комментариев нет.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)