Программе утилизации автохлама необходим тюнинг

Программе утилизации автохлама необходим тюнингМОСКВА, 1 июл - РИА Новости. Минпромторг России объявил о завершении первого этапа утилизации старых автомобилей и начале второго. Первоначально никакого второго этапа не предполагалось - эксперимент должен был продлиться до ноября 2010 года, в рамках программы собирались утилизировать 200 тысяч машин. И хотя нареканий утилизация вызвала много, в начале июня премьер Владимир Путин неожиданно объявил о ее продлении - для начала, еще в таком же объеме.

Несмотря на достаточно небольшой "пробег" программы утилизации, корреспондент РИА Новости Дмитрий Виноградов постарался разобраться, какие неисправности обнаружили автолюбители и автодилеры в ходе ее работы, и позволит ли техническое состояние проекта продолжить его.

Эксперимент по утилизации старого автопарка стартовал 8 марта 2010 года. Правительство выделило 10 миллиардов рублей на выкуп у населения старых машин (их возраст должен был быть не меньше 10 лет, а участник утилизации должен был владеть автомобилем не меньше года), и еще 1 миллиард рублей - на транспортировку машин к месту утилизации.

Утилизировать предполагалось 200 тысяч автомобилей, а продлиться программа должна была до ноября. На деле же программа пошла настолько быстро, что уже к середине июня все выделенные сертификаты попросту закончились. Впрочем, в таком ажиотаже неизбежно должны были возникнуть свои проблемы.

Предприимчивые дилеры

Жительница Тамбова Светлана Березовская стала участницей эксперимента одной из первой. Свой старенький ВАЗ-21013 она пригнала в один из тамбовских автосалонов еще в начале апреля. Взамен Светлана рассчитывала купить "Ладу-Калину". Старый автомобиль был утилизирован, сертификат получен, и потянулись долгие недели ожидания.

"К моему удивлению, из салона мне никто не звонил, - жалуется Светлана. - Через два месяца ожидания я стала сама дозваниваться".

Когда с представителями салона наконец удалось встретиться, оказалось, что Березовская значится в списках на получение нового авто под номером 958 и ждать очереди придется долго. Впрочем, этот процесс можно ускорить, объяснили менеджеры, если согласиться купить машину в улучшенной комплектации - обработанной специальным антикоррозийным составом, с "навороченной магнитолой", с особой электропроводкой и так далее. Такая машина оказывалась на 25 тысяч дороже базовой комплектации.

"У меня сто человек работает, мне их кормить надо", - объяснил Березовской директор салона свои аппетиты.

"Мне очень была нужна машина - я живу одна с отцом-ветераном и матерью-инвалидом, - рассказывает покупательница. - После долгих переговоров нам удалось "сторговаться" - я купила машину всего на 7,4 тысячи рублей дороже базовой комплектации".

В том или ином виде подобные ситуации повторялась во многих российских регионах. Как отмечали в своих комментариях представители "АвтоВАЗа", никто попросту не ожидал, что программа окажется настолько эффективной: спрос на машины жигулевского автогиганта оказался в три раза выше обычного. Естественно, тут же возникло такое немного подзабытое явление, как дефицит и очереди, а следом - желающие на них подзаработать.

Член рабочей группы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) по реализации программы утилизации старых автомобилей Владимир Рябушко приводит такие цифры: "По сравнению с февралем программа помогла "АвтоВАЗу" поднять продажи в марте сразу на 69%, а в апреле - еще на 53%" Неудивительно, что завод попросту не справлялся с возросшим спросом. По данным Рябушко, срок ожидания на самую востребованную модель - "семерку" - составляет от двух до шести месяцев. А очередь на "пятерку" расписана до ноября.

Президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров на пресс-конференции даже признавал, что предприятие оказалось не готово к возвращению ажиотажа на вазовскую классику. Он объяснял его ошибками в прогнозах. "Аналитики сомневались, что вся квота на утилизацию в 200 тысяч автомобилей будет использована до ноября, - говорил Комаров. - В январе мы продали 17 тысяч автомобилей, в феврале - 20 тысяч машин". В марте стартовала программа, и за два месяца завод получил около 160 тысяч заявок на новые машины".

Впрочем, ажиотаж коснулся не только "Жигулей". Те же два-шесть месяцев покупателям приходится ждать самые востребованные иномарки - "Рено Логан" и "
Рено Сандеро".

Как следствие, из 200 тысяч выданных сертификатов удалось "отоварить" пока только 81 тысячу. В результате автовладельцы остались без машин, при том что многие из них дачники, а сейчас высокий дачный сезон. Проблема еще в том, что в постановлениях Минпромторга оказались не прописаны сроки, когда они должны получить машины. Теоретически это может произойти хоть через год.

Предприимчивые гаишники

Не остались в стороне от начавшегося ажиотажа и некоторые сотрудники ГИБДД. Сергей Станиславский из Воронежа рассказывает, что в своем городе он попал в ГИБДД в длинную очередь - сначала из желающих снять машину с регистрации, а через несколько дней - в очередь на регистрацию нового автомобиля. "В первом случае мне пришлось провести в очереди пять часов, - вспоминает Станиславский. - Когда ставил машину на регистрацию - уже семь, то есть целый день".

Некий инспектор, утверждает Станиславский, предлагал ему за мзду в 1,5 тысячу рублей пройти процедуру без очереди, "но я оказался жадный и терпеливый, как и большинство стоявших в очереди".

Сталкивались с алчностью представителей ГИБДД и нерядовые участники программы.
Дилеры тоже жалуются

Именно на сложность получения своих денег от правительства и жалуются многие дилеры. Ведь 50 тысяч рублей скидки, на которую дает право сертификат, выданный автовладельцу - это, по сути, скидка, предоставленная дилером покупателю. Компенсировать эту сумму должно государство, однако не спешит это делать.

Гендиректор дилерского центра Nissan компании "Автомир" Владимир Рябушко приводит такую статистику: на конец июня "Автомиром" были предоставлены в Минпромторг РФ документы на возмещение 86,6 миллиона рублей, однако пока что на счета фирмы поступило только 10,6 миллиона рублей, то есть 12%. "Ситуация с погашением Минпромторгом задолженности остается очень тревожной", - сетует представитель "Автомира".

Такая же ситуация складывается у остальных автодилеров. "На это жалуются большинство фирм, работающих по программе", - заверил РИА Новости президент Российской ассоциации автодилеров Дмитрий Гулин.

По словам Рябушко, такие задержки происходят "из-за медленной и исключительно тщательной проверки специалистами Минпромтога предоставленных дилерами документов". Например, говорит представитель "Автомира", если в утилизационном сертификате стоит подпись и печать сотрудника ГИБДД, но не указана его фамилия, такой документ считается неправильно оформленным и возвращается дилеру для исправления. Кроме того, для пересылки документов используется "Почта России" и время доставки даже по Москве может составлять до двух недель.

Автодилеры действительно стараются относиться к этой проблеме с пониманием. "Конечно, было бы крайне приятно, если бы компенсацию выдавали оперативно, - мечтает PR-директор крупного автодилера "Рольф" Мария Заикина. - Но с учетом того, что темпы сдачи автомобилей и выдачи сертификатов оказались выше ожидаемых, мы относимся к этому реалистично".

"Мы выплатили автодилерам порядка 1,5 миллиарда рублей (то есть 15% от выделенных государством 10 миллиардов рублей - прим. РИА Новости), - сообщила РИА Новости представительница Минпромторга. - Так что я бы не стала драматизировать ситуацию, никакой критичной задолженности нет. У нас есть документы, которые регламентируют сроки выдачи денег, мы их стараемся не нарушать".

В министерстве сетуют, что дилеры часто не уделяют должного внимания корректности оформления своих бумаг. "Например, нет ни одной организации, которая правильно бы оформила документы на возмещение расходов по перевозке автомобиля к утилизатору (государство выделило на эти цели 1 млрд. рублей, - прим. РИА Новости), - говорят в Минпромторге. - Никто не предоставляет подтверждения затрат на погрузку, перевозку до пункта утилизации и разгрузку автомобиля на этом пункте".

Предприимчивые утилизаторы

Еще одним слабым звеном программы оказались пункты утилизации - многие опасались, что на черный рынок хлынут "бэушные" запчасти от отправленных на переработку автомашин. Поэтому в правила утилизации было введено положение, что автомобиль должен перерабатываться полностью, однако соблюдалось ли оно - вопрос открытый.

"Проконтролировать процесс утилизации очень сложно, - говорит Дацкив. - Например, на неком пункте по документам утилизировали 10 тысяч машин. Приехавшая комиссия видит груды металла, пластика и стекла, однако сколько там автомобилей на деле, никто не знает".

Как вспоминает Дацкив, первоначально организаторы программы обещали все у

Понравилось ли вам это сообщение? Если у Вас есть, что сказать по этому поводу, можете оставить свой комментарий ниже и продолжить обсуждение, или подписаться на рассылку, чтобы быть в курсе всех новостей по этой теме.

Комментарии читателей

Комментариев нет.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)